Описание некоторых возможностей скриптов программы mIRC

Среда, 23 Май 2007

Всё чаще и чаще пользователи сети IRC задумываются о том, как сделать свое общение в сети наиболее комфортным и безопасным. На спрос, как говорится, и предложение найдется. В связи с этим стали появляться всевозможные скрипты, такие как Shutdown, Neo-ra, Xapok etc. Казалось бы, качай и пользуйся, ан нет, как показывает практика, скрипты такого рода имеют ряд существенных недостатков и слишком перенасыщены порой всевозможными, совершенно не нужными фичами. В связи с этим все чаще и чаще можно слышать вопрос о том, как же написать свой собственный скрипт. В этой статье на конкретных примерах мы постараемся показать вам, как создать свой собственный скрипт. Хотелось бы сразу оговориться, что все ниже изложенное будет относиться к IRC-клиенту mIRC.

Так что же такое скрипт? Cкрипт - это дополнительная подпрограмма, модифицирующая ваш IRC-клиент и позволяющая автоматизировать некоторые процессы. Например, для того, чтобы кикнуть или забанить человека, который выкинул вас с канала, вам придется написать сначала:
/kick #channel ник причина
, а затем
/ban ник или хост

А скрипт поможет осуществить эти операции предельно быстро и просто. Достаточно будет кликнуть мышкой по нужному пункту меню.
Давайте попробуем разобраться каким образом это работает в mIRC. В нем есть несколько разделов, которые и отвечают за все действия, совершаемые в IRC. Одним из них является раздел Remote (события) - следит за всем, что происходит в окнах вашего mIRC. Следующий раздел: Aliases. Aлиасы отвечают за всевозможные сокращенные команды. То есть вместо того, чтобы набирать
/join #channel

, можно создать Aliases, который будет выполнять эту команду, скажем при нажатии F7 или любой другой клавиши, на ваше усмотрение. Еще один раздел, который будет нас с вами интересовать: Popups (всплывающие окна). Popups - это выскакивающие менюшки. Вы просто кликнете по нику или в окне канала и выбираете нужный вам пункт, который совершит то или иное запрограммированное ранее действие. Users - секция хранения перечня пользователей с назначенным уровнем доступа для каждого. Variables - отвечает за хранение постоянных переменных и их значения.
Вызвать список всех этих разделов можно кликнув по иконке или выбрав в меню Tools соответствующий подраздел.
Позже мы рассмотрим каждый раздел более подробно. Но так как без знания синтаксиса, переменных, идентификаторов и команд мы скрипт ну никак не напишем. То давайте с ними и познакомимся.

Команды IRC

Ознакомьтесь с командами IRC. Вот наиболее часто употребляемые. IRC команды предназначены для выполнения действий на IRC, например для управления каналами.
/join #канал
- войти на канал
/part #канал
- покинуть канал
/list [#channel] [-MIN #] [-MAX #]
- выводит список доступных каналов. Например:
/list
- вывести все каналы
/list *w* -MIN 10 -MAX 20
- вывести все каналы, на которых находится от 10 до 20 человек, содержащие в названии букву w
/me действие
- сообщить в текущий канал (приват) о своем действии
Символ
/
называется командным префиксом и не является частью команды. Он служит для указания мирку того, что вводимая строка является командой. Так же может использоваться префикс
//
, заставляющий mIRC вычислить подставленные в команду идентификаторы и префикс
/.
, блокирующий любой вывод текста на экран:
------------------|-------------
Команда           | Результат 
------------------|-------------
/echo мой ник $me |мой ник $me 
//echo мой ник $me|мой ник Zmey 
/.echo мой ник $me| 
--------------------------------

В теле скрипта использование префикса
/<
/pre> не обязательно.
 
 
<h2>ИДЕНТИФИКАТОРЫ</h2>
 
Идентификаторы являются аналогом функций. Вот краткий перечень наиболее часто используемых идентификаторов.
 
<ul>
<li><em>$active</em> - возвращает имя активного окна</li>
<li><em>$address (ник, индекс)</em> - возвращает маску, связанную с ником. В зависимости от индекса маска возвращается в виде:
 
 
0: *[email protected]
 
1: *!*[email protected]
 
2: *!*@host.domain
 
3: *!*user@*.domain
 
4: *!*@*.domain
 
5: [email protected]
 
6: nick!*[email protected]
 
7: nick!*@host.domain
 
8: nick!*user@*.domain
 
9: nick!*@*.domain
 
 
 
 
(например <em>$address (Guest, 5)</em> вернёт [email protected])
 
Внимание: для собственного ника эта функция вернет маску созданную на основе реального адреса, а для чужих - на основе скрытого, при условии, что человек использует режим +х</li>
<li><em>$away</em> - возвращает текущий эвэй-статус</li>
<li><em>$date</em> - возвращает текущую дату в формате день-месяц-год</li>
<li><em>$editbox (окно)</em> - возвращает содержание редактора для окна</li>
<li><em>$me</em> - возвращает текущий ник</li>
<li><em>$usermode</em> - возвращает ваши моды (напр. irx)</li>
<li><em>$os</em> - возвращает версию операционной системы (mirc 5.9 может вернуть одно из следующих значений: 3.1, 95, 98, NT, ME, 2000, XP)<li>
<li><em>$idle</em> - возвращает продолжительность молчания </li>
<li><em>$ip</em></li> - возвращает ваш ip адрес</li>
<li><em>$version</em> - возвращает версию mirc в контексте скрипта можно использовать следующие идентификаторы:
<ul>
<li><em>$banmask</em> - маска, на которую установлен бан </li>
<li><em>$bnick</em> - имя пользователя, на которого поставлен бан. Определен только в том случае, если маска бана содержит ник пользователя (например Guest!*@*binet.south.net.ru), в остальных случаях вернет значение $null (ноль)</li>
<li><em>$chan</em> - канал на котором происходит событие</li>
<li><em>$nick</em> - пользователь инициализировавший выполнение события</li>
<li><em>$knick</em> - пользователь выкинутый с канала</li>
<li><em>$me</em> - возвращает ваш ник</li>
<li><em>$newnick</em> - новый ник (используется в событии NICK)</li>
<li><em>$opnick</em> - пользователь которому был присвоен оп</li></ul></li>
<li><em>$0</em> - возвращает количество переданных в скрипт параметров</li>
<li><em>$1</em> - возвращает первый переданный в скрипт параметр (можно использовать от $1 до $9) отличие $1 от $$1 в том, что если $$1 вернет пустое значение, то строка, в которой встретился этот идентификатор не будет выполнена</li>
<li><em>$1</em>- - возвращает строку параметров разделенных пробелами начиная с первого (можно использовать от $1- до $9-)</li>
<li><em>$2-5</em> - возвращает параметры со второго по пятый При написании собственных идентификаторов для передачи параметров используются идентификаторы $0, $1, $1-, $$1 и т.п.</li>
<li>$?="сообщение\" - выдает на экран диалог ввода и возвращает введенную строку </li>
<li>$?!=\"сообщение\" - выдает на экран диалог с кнопками Yes/No (Да/Нет). Если нажата кнопка Yes возвращает $true, иначе $false</li></li></ul>
 
 
<h2>УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ</h2>
 
<ul>
<li><h3>Условия:</h3>
 
Конструкция if-then-else, позволяет сравнивать значения переменных или выражений. 
 
Формат: <pre lang="mirc">if (условие1) { действие1 }
elseif (условие2) { действие2 }
else { действие0 } 
, при этом действие будут выполнено, если условие истинно.
  • Операторы сравнения:

    • == - равно (без учета регистра)
    • === - равно (с учетом регистра)
    • != - не равно
    • < - меньше
    • > - больше
    • <= - меньше или равно
    • >= - больше или равно
    • isin - подстрока находится в строке (z isin Zmey | истина)
    • isincs - подстрока находится в строке (с учетом регистра) (z isin Zm ey | ложь)
    • iswm - маска соответствует заданному образцу (*!*@zmeya.net iswm [email protected] | истина)
    • isnum - число находится в диапазоне (параметр диапазон -- опциональный) (7 isnum 5-9 | истина)
    • isletter - буква есть в строке
    • isalnum - текст содержит только буквы и цифры
    • isalpha - текст содержит только буквы
    • ison - ник на канале
    • isop - ник оператор на канале
    • isvoice - ник имеет право голоса на канале
    • isreg - ник обычный пользователь на канале
    • ischan - ник находится на одном канале с вами
    • isreg - ник - нормальный ник на канале

  • Идентификатор $ifmatch возвращает первый параметр сравнения. Например, если условие выглядит так: if (Zmey ison #help) , то $ifmatch вернет Zmey
    Идентификатор $null используется в сравнениях, для определения содержит переменная значение или нет.
    Операторы сравнения можно комбинировать, используя символы:
    && - логическое и
    || - логическое или
    Префикс ! (отрицание)
    Отрицание логических выражений может быть построено следующим образом:
    Zmey !ison #help - Zmey не находится на канале хелп
    w !isin zmey - w не находится в строке zmey
    Так же ! может быть использован для определения содержит ли переменная значение. Приведенные условия идентичны:
    if (%x == $null) echo переменная x не содержит значения
    if (!%x) echo переменная x не содержит значения
    Циклы:
    В mIRC применяется только один вид циклов - while. Его формат:
    while (условие) {действие}

    Например:
    /list {
      var %i = 1
      while (%i <= 10) {
        echo 2 %i
        inc %i
      }
    }

    Команды безусловного перехода:

    • /goto метка
      -безусловный переход к метке
    • /return [значение]
      - останавливает выполнение скрипта и передает управление вызывающей процедуре.В качестве опционального параметра может использоваться возвращаемое идентификатором значение.
    • /halt
      - останавливает выполнение скрипта и прекращает последующую обработку.
      Пример:
      /number { 
        if ($1 == 1) goto one 
          elseif ($1 == 2) goto two 
        else {
          echo Unknown number! 
          halt 
        }
        :one 
        echo The number ONE 
        return 1 
        :two 
        echo The number TWO 
        return 2
      }

    Комментарии

    Для комментария в скрипте используйте в начале строки символ - ;
    ;вот такой вот комментарий 

    Создание собственных комманд и идентификаторов
    На странице Aliases размещаются пользовательские команды и идентификаторы. В качестве операторных скобок используются символы { }. Команды отделяются друг от друга символом перевода строки либо символом |.
    Пример идентификатора, возвращающего информацию о клиенте:
    clientinfo return mIRC $version (Windows $os $+ )
    Пример команды, выходящей с сервера с заданным сообщением и закрывающей mIRC:
    /quitex quit $1- | exit

    Локальные переменные создаются командой var. Инициализировать локальные переменные можно прямо в этой команде. Можно задать сразу несколько локальных переменных, разделяя их запятыми.
    Так же в теле создаваемого идентификатора может быть использован идентификатор $prop для создания собственных свойств (properties) идентификатора. Например:
    add {
    var %x = $1 + $2
    if ($prop == neg) return $calc(-1 * %x)
    return %x
    }
    $add (1,1) вернёт 2
    $add (1,1).neg вернёт -2
    В разделе aliases можно задавать переопределения для функциональных клавиш. Например:
    F3 /msg $active чуть что, сразу змей 
    sF4 /query $1

    Префиксы s и c используются дл я задания клавиш Shift и Control соответственно.
    Лично я бы не рекомендовал перекрывать системные сочетания клавиш, такие как: Ctrl+F4, F1.
    Пример. Данный идентификатор возвращает n-ное слово (2-ой параметр) строки (параметры, начиная с третьего), где разделителями слов является символ переданный в первом параметре. Идентификатор считает, что между символами не может быть более чем одного разделителя.
    extractword {
      var %x, %len, %ch = $1, %cnt = $2, %str = $3-
      %len = $count(%str, %ch) + 1
      if (%cnt > %len) || (%cnt <= 0) return
        elseif (%cnt < %len) {
          %x = $pos(%str, %ch, %cnt)
          %str = $left(%str, %x)
        }
      if (%cnt > 1) {
        %x = $pos(%str, %ch, $calc(%cnt - 1))
        return $right(%str, $calc(- %x))
      }
      else return %str
    }
     
     
    $extractword($chr(32), 2, Мир! Труд! Май!) вернёт Труд!

    СОБЫТИЯ

    В разделе Remote описываются действия происходящие в ответ на некоторые события в мирке, например, при входе кого-либо на канал. Вот далеко не полный перечень возможных событий:
    • ACTION - сообщения от третьего лица (/me).
    • TEXT - текстовые сообщения пользователей (не свои)
    • BAN - установка бан (+b )
    • DEOP - снятие опа (-о) с кого-либо
    • DEVOICE - снятие войса (-v)
    • INPUT - нажатие клавиши Enter, после ввода текста сообщения
    • INVITE - приглашение на канал
    • JOIN - заход кого-либо на канал
    • KICK - кик кого-либо с канала
    • MODE - изменение модов канала
    • NICK - смену ника
    • NOTIFY - пользователь из нотифи-листа заходит на IRC
    • NOTICE - получение нотиса
    • OP - получение опа (+о)
    • OPEN - открытие окон
    • TOPIC - смена топика
    • UNBAN - снятие бана (-b)
    • UNOTIFY - пользователь из нотифи-листа покидает IRC
    • USERMODE - изменение собственных пользовательских модов
    • VOICE - получение войса (+v)
    Общий синтаксис обработчиков событий:
    on [<префикс>]<уровень>:<событие>:[<фильтр>:][<место>:]<команды>
    ,где <уровень> - уровень пользователя для которого срабатывает событие. Соответствие пользователь-уровень задается на вкладке Users (синтаксис: уровень: маска). В качестве уровня может использоваться число, именованный уровень или строка.
    <префикс> - задает ограничение на уровни. Существуют следующие префиксы:
    • + - скрипт сработает только для пользователей, уровень которых не превышает заданный
    • * - скрипт сработает для всех пользователей
    • ! - скрипт сработает для всех, кроме себя
    • & - скрипт не сработает, если предыдущий скрипт был остановлен командой /halt или /haltdef
    • @ - скрипт сработает только если использующий скрипт имеет оп на канале на котором он сработал
    <событие> - имя события на которое будет срабатывать заданный скрипт (или * для срабатывания на любое событие)
    <фильтр> - фильтр на событие. Скрипт сработает только если событие содержит в параметрах строку удовлетворяющую фильтру. Возможны следующие варианты:
    • * - любой текст
    • & - любое слово
    • text - текст, состоящий из слова text
    • text* - текст, начинающийся со слова text
    • *text - текст, заканчивающийся словом text
    • *text* - текст, содержащий в себе слово text
    В фильтрах большие и маленькие латинские буквы неразличимы, в отличие от русских. Также может использоваться динамический фильтр. Он позволяет при помощи идентификатора $(..) вычислить значения подставленных в него идентификаторов.
    <место> - место срабатывания скрипта.
    Пропускаются только события возникшие в определенном месте. Возможны следующие варианты:
    • ? - любое событие в привате
    • # - любое событие на канале
    • #zoo - любое событие на канале #zoo
    • #s outhnet,#zoo - любое событие на каналах #southnet и #zoo
    • * - любое событие на канале или привате
    В качестве места срабатывания может быть использована глобальная переменная <команды> - реакция на событие, состоящая из произвольного числа вызовов команд
    Примеры:
    on *:TEXT:Zмей:#: /msg $chan чуть что - сразу змей

    Если кто-либо напишет на любом канале слово Zмей или zмей, то скрипт выдаст на канал сообщение "чуть что - сразу змей".
    on *:TEXT:*трахнуть*:#southnet: {
      /msg $chan смотри как бы самого не трахнуло.
    }

    Если кто-либо напишет на канале #southnet фразу содержащую слово "трахнуть", то скрипт выдаст на канал сообщение "смотри как бы самого не трахнуло"
    on *:ACTION:$(*slaps $me around a bit with a large trout*):#: /describe $chan скорчился от боли

    Если кто-то выполняет на любом канале экшн на ваш текущий ник, то скрипт выдаст в канал экшн
    /me скорчился от боли

    on *:NICK: {
      if ($nick == $me) && ($newnick == %myname) /ns identify %mypassword
      if ($nick == $me) && ($newnick == _ $+ %myname $+ -) /nick %myname
    }

    Если ваш ник меняется на ник, записанный в переменной %myname, то он идентифицируется, если же ваш ник меняется на ник с "лапками" (такое происходит при сплите) то он меняется обратно на ник без лапок и, соответственно, идентифицируется.
    on *:DEOP:%mychanlist: {
      if ($me == $opnick) && ($me != $nick) {
        if (Serv !isin $nick) 
          /chanserv deop $chan $nick
        /chanserv op $chan $me
      }
    }

    Происходит при деопе на одном из каналов записанных в переменную %mychanlist. Если деопнули вас, причем вы деопнулись не сами, то вам возвращается оп, а обидчик деопается (для этого используется чансерв).

    Всплывающие меню

    mIRC позволяет создавать свои всплывающие меню для всех видов окон: окна статуса, окна списка ников, окна канала, окна привата и для меню Commands главного меню.
    Формат описания всплывающего меню:
    [<глубина>]<наименование>[:< команды>]
    , где <глубина> - глубина вложенности элемента меню (одна или несколько точек).
    <наименование> - наименование меню или разделитель обозначается символом "-".
    <команды> - реакция на событие, состоящая из произвольного числа вызовов команд.
       Для указания типа меню необходимо выбрать в меню View окно, в котором это меню будет появляться (Status, Channel, Query/chat, Nickname list, Menubar)
    Пример (меню для окна каналов): Вернулся:/AWAY | /NICK %myname Отошел .Не далеко ..Занят: AWAY Ну очень занят!!! | NICK %myname $+ [busy] ..Отошел: AWAY Где-то тут... | NICK %myname $+ [away] .Далеко ..Есть: AWAY Поем и приду!!! | NICK %myname $+ [eat] ..Ушел: AWAY Нет меня по определению | NICK %myname $+ [out] .Отошел (куда): AWAY $?=\"Сообщение:\" | NICK %myname $+ $$?=\"Дополнительная часть ника:\" Ушел .Спать: QUIT спокойной ночи | EXIT .На работу: QUIT ушел на работу | EXIT .Учиться: QUIT ушел учиться | EXIT - Rejoin:/hop

    Эпилог

    Подводя итог, хотелось бы напомнить уважаемому читателю о том, что статья не претендует на полное и идеальное руководство по написанию скриптов mIRC. Нашей целью было ознакомить вас с основными понятиями, дать поверхностный обзор и помочь понять с чего же нужно начинать и с какой стороны браться в столь не легкой сфере как скрипто-строение. Авторы желают вам удачи и выражают надежду, что их труд был не напрасен. P.S. Авторы выражают благодарность qingwa за моральную поддержку в процессе написания статьи.
    Последнее обновление ( Понедельник, 24 Сентябрь 2007 )
    < Пред.   След. >